https://www.facebook.com/a3gallery/videos/350563892198609/UzpfSTEwMDAwMTAwNTIzODAxMDoyMzA1MDk3OTk5NTMzNjg1/

Как известно уже с середины 19 века по Европе шатался-бродил «призрак революции», пугая буржуазию и аристократию повторением кровавых событий многочисленных французских бунтов. Как во время грозы в лесу, когда все живое замирало в ожидании неминучего коллапса, политический воздух в России наэлектризовался, и идея победы новых сил над привычным укладом и порядком стала доминирующей.
Общество российское, особенно круги, связанные с культурой, были готовы к тому, чтобы не просто принять, но и возглавить такой поворот событий, искренне веря, что смена политической власти в России в пользу демократии, то есть власти народа, актуальна и единственно возможна. К этому времени общим трендом в развитии искусства становится ничем, по сути, не спровоцированный поиск «новых форм». Так же, как и в общественной жизни, которую политики разных мастей старались изменить по неведомым им лекалам, художники взялись за сотворение новых языков.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин представитель этого самого нового направления в развитии русского искусства, однако, и это надо признать, ему удалось удивительным образом сплавить корневую русскость с очевидным влиянием нового европейского искусства.
И то, отучившись под руководством великого Серова в России, Кузьма не поленился отправиться на велосипеде в Париж для освоения новых тенденций, таких, как дадаизм, сезанизм, кубизм и т.д. В результате художник сумел, наиболее гармонично среди своих сподвижников, сочетать идеи православной иконописи, академического рисунка и дадаистского неистовства цвета.
Будучи глубоким человеком, Петров-Водкин создал картину-манифест наступившего революционного времени, навсегда превратив «красного коня» в символ романтизма и духа перемен.
Из интервью Дмитрия Плоткина – «Именно поэтому, создавая проект об истории и уроках «коммунистической» России, мы взяли за основной визуальный рефрен эту картину и этот символ!
Мы – это группа «Доктор Карамазофф», которая осуществила в 90-х годах 20 столетия несколько интересных проектов и прекратила свое существование только в связи с трагической смертью Игоря Соловьева».
Ради реализации этого замысла группа была восстановлена, на место Игоря встала его старинная подруга Ольга Кулагина.
Основной идеей при создании этого проекта была очевидная аллюзия между «жизнью» любой эпохи и бытием человека. Какие же периоды существования и системы, и отдельной личности были выделены и «пресуществлены» в картины? Это – Рождение, Любовь, Жизнь, Смерть и, как подоснова и первопричина всего Пассионарость.
Визуализацию Пассионарности, как я понимаю, в этом проекте на себя взяла картина Петров-Водкина, а вот остальные «дорожные знаки» распределились между художниками, участниками временно восстановленной группы, следующим образом: Ольга Кулагина – один из сильнейших в современной России абстракционистов, создала «Зарождение Красного», этакий энергетический коллапс – результат «первичного взрыва», когда, практически из ничего, зарождается Будущее; Дмитрий Плоткин – яркий представитель постмодерна, визуализировал идею Абсолютной любви, определив ее энергией пресуществления; Игорь Соловьев – романтический символист, написал картину «Жизнь» и в этом ни на гран не изменил себе – своею скоропостижной смертью подчеркнув важность Бытия; Александр Элмар – основатель группы «Танатос», убежденный «Мамлеевец», родил полотно «Конь блед» - апофеоз Смерти.
Уже тогда, в 90-е годы художники столкнулись со странным отношением к картинам с «парафразированным» изображением самой известной картины Петрова-Водкина. Наиболее точно неприятие такого подхода выразила известный искусствовед Марина Бессонова – Петров-Водкин это «наше ВСЕ»! И трогать его нельзя!
Стало понятно, что этот проект просто необходимо делать, так как, если отнюдь не полемическое обращение художников к Мастеру, вызвало охренительно-охранительную реакцию, то общественности с менее зашоренным сознанием даруемое ими «просветление» должно попросту прочистить сознание…
Тем более, что просто играть в постмодернистскую игру на поле Кузьмы Сергеевича явно не входит в планы группы «Доктор Карамазофф». Очевидно, что перед нами проект философско-социального толка, при помощи которого художники хотят вырвать зрителя из цепей позитивно-негатиных оценок красной эпохи в истории России, перевести разговор в русло спокойного приятия того факта, что Прошлое надо оставить Прошлому и пора совместными силами двигаться вперед!
Но сначала в дело вступает память, вооруженная красноречивыми архивными фотографиями, поддержанная интерактивным флэшмобом, с которым художники и поэт-певец Сергей Невский обращаются к зрителям, предлагая им разделить поминальное угощение и вспомнить историю коммунистической России при помощи песен, бывшими популярными на протяжении почти ста лет.
Четыре Всадника, олицетворяющие антитезу своим прототипам из Екклесиаста, манифестируют Альфу и Омегу Красной России, а «вечный» Красный конь с юным Набоковым снова предупреждает нас – впереди новый виток истории и только от людей зависит, что принесет им Новое Рождение, будет ли миром править Любовь, насколько наполнена будет созиданием Жизнь, и какой будет очередная Смерть.
Войцех Яворский

 1  3
 4  6
 5  7
 8  9
 11  10
 14  12
 50031903 2305088616201290 4504388754596691968 n  13